Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в середине XVI в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских художественных мастерских baroquer — означало смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало применяться в XVIII столетии.
В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910 — 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте (П. Пикассо, "А. Воллар", 1910, Ж. Брак, "В честь И. С. Баха", 1912).
Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна. В этот «сезанновский» период кубизма (1907—09) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира; мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём (П. Пикассо, "Три женщины", 1909, Ж. Брак "Эстак", 1908).
Критерии оценки искусства Ольга Слезкина
Веками люди пытались понять, что же такое искусство. Художники и искусствоведы воевали и спорили, придерживаясь самых разных мнений. Для кого-то искусство должно быть, прежде всего, прекрасным, для других — реалистичным, третьим важнее, передает ли оно настроение или чувство. Также очень часто становится предметом ожесточенных споров и стоимость произведений искусства. Как же оценить произведения искусства? И кто имеет на это право? ...
Поэзия пейзажа Елена Титова
Хотите побывать на уроке "история искусств"? Хотите узнать что новое или чему-нибудь научится? А может вам интересно, как преподаватель строит свой урок и чему уделяет особое внимание? И все это не отходя от вашего компьютера? Читайте статью Елены Титовой.
|