скачать рефераты
скачать рефераты

Меню

скачать рефераты

скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты
скачать рефераты

Роль малого бизнеса в развитии сферы услуг

скачать рефераты

Роль малого бизнеса в развитии сферы услуг

2

Роль малого бизнеса в развитии сферы услуг

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Понятие и сущность сервисной деятельности 5
  • 2. Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг 9
    • 2.1 Франчайзинг 9
    • 2.2 Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги 14
  • 3. Роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг 17
  • Заключение 23
  • Список используемой литературы 26
  • Введение
  • Колоссальный эффект от использования малого бизнеса как рыночного инструмента за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, уделяется пристальное внимание.
  • Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом, он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая служит своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на современном этапе одной из основных тенденций развития экономики выдвигается опережающее развитие сферы услуг, что предопределяет постоянный поиск ее количественного роста и качественного совершенствования. Важная роль в решении этих проблем отводится малому бизнесу, способному по своей сущности гибко реагировать на потребности и спрос рынка услуг, лучше и скорее насыщать его услугами высокого качества. В этой связи становится все более значимым создание системы управления малым бизнесом в данной сфере, как объективной необходимости дальнейшего движения страны по пути экономического и социального прогресса.

При выполнении данной работы автором была поставлена следующая цель: определить роль малого бизнеса в развитии сферы услуг.

Представляется целесообразным постановка следующих задач:

- раскрыть основные понятия и сущность сервисной деятельности;

- рассмотреть инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг;

- проанализировать роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг.

Теоретической основой контрольной работы явились труды ведущих отечественных ученых и экономистов: Ж.А. Романович, В.В. Кулибановой, Е.И. Балаловой, В.К. Карнауховой, М.Г. Лапуста и другие.

Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Решение такой многоаспектной и сложной задачи, как определение роли малого бизнеса в сфере услуг, требует укрепления научного обеспечения формирования эффективной системы управления, как основополагающего условия функционирования и успешного развития не только сферы услуг, но и экономики регионов на современном этапе экономических и социальных преобразований. Она должна охватывать не сферу услуг в целом, но и ее подсистемы и элементы, устранять возникающие негативные моменты развития на всех уровнях и способствовать постоянному поиску внутренних и внешних резервов экономического роста, как на отдельных предприятиях, так и всей рассматриваемой области народного хозяйства региона.

1. Понятие и сущность сервисной деятельности

Сервисная деятельность - это вид деятельности, на-правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Услуга - это результат непосредственного взаимодей-ствия исполнителя и потребителя (заказчика), а также соб-ственной деятельности исполнителя по удовлетворению по-требности человека. Услуга - это деятельность по удовлет-ворению нужд и потребностей людей.

Эта деятельность может воплощаться в изделиях (мате-риальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериаль-ные услуги). Например, услуга портного состоит в том, что он шьет костюм. Превращение материала в костюм и являет-ся услугой портного. Деятельность портного воплощается в костюме (материальная услуга).

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществ-ленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиаль-ное назначение услуг, их общественная функция - непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги - это совокупность полез-ных свойств услуги, непосредственно направленных на удов-летворение той или иной потребности человека.

Потребитель услуги - это гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или за-казать услуги для личных нужд.

Исполнитель услуги - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

Результатом услуги является восстановление (измене-ние, сохранение) потребительских свойств товара, создание по заказу нового изделия, перемещение, создание условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, ду-ховное или физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реаль-ной услуги.

Идеальная услуга - это абстрактная, теоретическая мо-дель того или иного вида сервисной деятельности. Она вклю-чает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга - это конкретные материальные дей-ствия, направленные на удовлетворение потребностей потре-бителя. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

Сервисные организации оказывают материальные и со-циально-культурные услуги.

Материальные услуги - это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обес-печивают восстановление (изменение, сохранение) потреби-тельских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ-но-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и так далее.

Социально-культурные услуги - это услуги, удовлет-воряющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Со-циально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К со-циально-культурным услугам относятся медицинские услу-ги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являют-ся взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопут-ствует потребление услуг (например, услуг по послепродаж-ному обслуживанию), а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при по-треблении услуг общественного питания потребитель полу-чает товар - продукты питания, место потребления про-дуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психо-логическую разгрузку.

Услуги оказываются потребителям в процессе обслужи-вания.

Предоставление услуги - это деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги. Предоставление услуги делится на отдельные этапы: обеспе-чение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль и оценка, процесс обслуживания. Ус-луги неотделимы от потребителей и исполнителей.

Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов: Романович, Ж.А. Сервисная деятельность: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Ж.А. Романовича. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - С. 11.

1) предоставление информации по услугам, предлагае-мым потребителям;

2) принятие заказа на услугу;

3) исполнение услуги;

4) контроль качества исполнения услуги;

5) выдача заказа потребителю.

Взаимодействие потребителя и исполнителя услуги про-исходит в процессе обслуживания. Характер взаимодействия зависит от формы предоставления услуги и бывает непосред-ственным (очным) и опосредованным (заочным). При непос-редственном взаимодействии происходит прямой контакт ис-полнителя и потребителя, а при опосредованном - контакт может осуществляться через посредников или вспомогатель-ный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание - это деятельность исполнителя услуги, проходящая при непосредственном контакте с потребителем. Процесс обслуживания обеспечивается средствами производ-ства и персоналом сервисной организации. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов оказания услуг (технических заданий и процесса оказания ус-луги), поиск компромиссных решений в условиях многовари-антности способов оказания услуг, установление и обеспече-ние необходимого качества услуги, согласование, оформле-ние и доведение услуги до потребителя.

Эффективность работы сервисного предприятия зависит от правильной организационно-управленческой деятельности руководителей.

Организационно-управленческая работа вклю-чает: Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие; 2-е изд. / М.Г. Лапуста, Ю.А. Старостин. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 68.

- планирование сервисной деятельности организации, прогнозирование развития организации при изменении рын-ка или ассортимента услуг;

- оценку производственных и непроизводственных затрат;

- оптимизацию состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня каче-ства услуг;

- организацию контактной зоны для общения с потреби-телем услуги;

- подбор сотрудников, обладающих психологическими способностями для работы с потребителями.

Таким образом, сервисная деятельность является слож-ным многогранным процессом, который обеспечивается гра-мотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований стандартов обслуживания, соответ-ствием оказываемых услуг запросам потребителей.

2. Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг

2.1 Франчайзинг

Во второй половине XX столетия произошла очередная рево-люция в методах организации бизнеса. Зародившись в США в ходе послевоенного экономического бума 1950-х, франчайзинг стал но-вым инструментом роста компаний в сфере услуг, показав наиболь-шую эффективность в индустрии гостеприимства.

Франчайзинг был с готовностью принят на вооружение мно-гими предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, став доминирующим способом организации деловой активности.

Одним из первых примеров франчайзинговой деятельности следует считать законодательное предоставление в США прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Исключительное право, полученное от правительства, давало час-тному бизнесу возможность вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный государственный контроль над работой железных дорог и банков сохранялся. Опре-деленные привилегии предоставлялись тем, кто мог обеспечить тре-буемые услуги. Такие условия позволили достаточно быстро и ка-чественно развивать предприятия различных сфер услуг без предо-ставления государственных средств.

Не менее показательна история автодилеров компании «Дже-нерал моторе». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточ-ного наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу двигателей через систему дилеров. Эта система и по настоящее время остается основным способом продажи авто-мобилей.

В 20-30-е годы двадцатого столетия нефтеперерабатывающие компании приступили к организации фирменных бензоколонок. С 50-х годов во многих странах особенно быстрыми темпами нача-ла развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресто-ранов. Этому явлению способствовало принятие в США закона о товарных знаках, который регламентировал положение о том, что предприятие-производитель товаров или услуг, имеющее достаточ-но высокую репутацию, приобретало на определенных условиях торговый знак (торговую марку). Владелец торгового знака может выдавать лицензии другим фирмам на определенный период времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров и услуг, продаваемых под его товарным знаком.

Страницы: 1, 2, 3


скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты
скачать рефераты

НОВОСТИ

скачать рефераты




скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты
скачать рефераты
Вход
скачать рефераты
п»ї
скачать рефераты
© 2000-2017

Рефераты, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты релиния, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты биология, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.

Все права защищены.