Искусство плетения кружева Наталья Горская
В царской России насчитывалось 17 областей, где плели кружева. Какие-то из них, впоследствии, стали промыслами, в каких-то кружево выплетали только для себя. До середины 1930-х годов изделия русских кружевных промыслов шли только на экспорт, соответственно этот факт не мог не повлиять на ассортимент, приемы плетения и материал...
В конце 40-х годов в Европе получил распространение лирический, или романтический абстракционизм. Характерные черты нового течения ярко выражены в произведениях немецкого живописца Вольса.
В чем сила твоя, Амулет? Горская Наталья
Амулетом считали предмет, которому приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезни и «злых чар». Амулеты носили в качестве украшений на шее, на пальцах или на руке, пришивали к одежде. Действительно ли амулеты и талисманы могут решить проблемы своего хозяина? Неужели обереги могут действительно защитить и уберечь? Если это так, то в чем же мистическая сила амулетов? А если это не так? Тогда почему же столько людей в них верят?
Поль Сезанн. Берега Марны
Поль Сезанн. Берега Марны. Около 1888 Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина
В натюрмортах поверхность стола как бы опрокидывается на зрителя, утверждая плоскость картины, а фрукты, лежащие на столе, показаны под другим углом зрения. "Пригвожденные" к плоскости, расположенные словно бы друг над другом, круглящиеся объемы фруктов воспринимаются с удвоенной интенсивностью, фрукты выглядят монументально, первозданно. Их расположение в глубину передается градациями цвета, лепящего форму (у Сезанна, как и у импрессионистов, нет битумных теней -только цветовые модуляции). В пейзажах художник предпочитает высокий горизонт, так что пространство земли опять-таки совпадает с плоскостью холста; он сдвигает планы, обобщает массы. Даже отражения в воде он делает массивными, архитектоничными (как пример приведем "Берега Марны" в московском собрании). Он не признает аморфности ни в чем.
«Иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-натуралистическое по форме. Оно получило распространение не только в Италии и Испании, где его влияние было особенно сильным, но и в Восточной Европе. Католическое Барокко стало стремительно распространяться в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты строили костелы и коллегиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда прямо по чертежам, присланным из Рима. Влияние их на местных художников также было велико. Екатерина II разрешила деятельность иезуитского ордена в Петербурге, и, несмотря на его официальное упразднение в 1773г., иезуиты продолжали действовать, пока в 1815-1820 гг. их окончательно не изгнали из России.
|